На главную
арт-центр и галерея современного искусства

г. Москва, ул. Пушечная, д. 7/5, стр. 2  м. Кузнецкий мост
Тел.: +7(495) 649 99 58 или +7 (926) 770 51 48
E-mail: info@artimex.ru

Цветная линогравюра

Галерея современного искусства проводит цикл мастер классов по истории современного искусства, живописи, гравюры, экслибриса. Занятия проходит в Москве в самом центре. Занятия проводят опытные искусствоведы. Лекции расчитаны на самый широкий круг ценителей современного искусства, коллекционеров, меценатов.

В данной статье приводятся материалы к леции 

СОВРЕМЕННАЯ ЦВЕТНА ЛИНОГРАВЮРА

Техника цветных отпечатков на бумаге и других материалов известна очень давно. В Индии, Китае цветная печать применялась для украшения тканей. Форма для печаток вырезалась на дереве. В Европе  в ХIV веке цветными оттисками стали украшать книги, и отдельные гравированные листы. В начале XVI века художники Германии, Италии, Франции и Нидерландов стали работать в этой технике. Нам известны китайские цветные гравюры XVII века высокого уровня исполнения. Ранние европейские гравюры выполнены в 2-3 цвета с преобладанием черного контура. В итальянских гравюрах контурный черный цвет печатается в местах  тени. Японская цветная гравюра появилась позднее и была более декоративна, сделана в 2-3 доски и имела черный контур, отдельные гравюры выполнялись в технике и до 12 досок. Основные различия стилей европейской и азиатской гравюры в том,  что европейская  цветная гравюра создавала впечатление рельефа и иллюзию трехмерной реальности.

Итальянская цветная гравюра (grisailles) имитирует скульптурный барельеф. Восточная гравюра более декоративна, цвет для нее важнее, чем свет и тени. Для цветной печати использовали медные доски и дерево специальных твердых пород. В начале XIX века многие художники стали использовать новый материал: пробковый линолеум, которым покрывают полы. Гравюра на линолеуме близка по технике исполнения и печатания к обрезной гравюре на деревянной доске но имеет существенное преимущество: можно нарезать гравюру большого размера, так как материал дешевый и продается в магазинах стройматериалов. Кусок линолеума перед шлифовкой надо внимательно осмотреть с обратной стороны, и если на ткани  обнаруживаются узелки, надо тщательно их срезать. Линолеум кладут на ровную, гладкую поверхность и на него  добавляется керосин  и шлифуется пемзой с ровной плоскостью или наждачной среднезернистой шкуркой, затем окончательно доводится мелкозернистой до гладкой поверхности. Шлифовка ведётся сначала в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему. На тщательно отшлифованную поверхность хорошо валиком накатывается краска и это определяет качество оттиска. Цветной линогравюрой мы называем  оттиски   напечатанные  в два и более цвета.

Цветная гравюра может выполняться разными способами. Первый способ заключается в том, что цветная гравюра печатается с одной доски. Нужно на вырезанную гравюру одной доски наносить   последовательно одну краску за другой и печатать каждую из них отдельно. Этот способ более длительный, и  дает возможность получить цветной отпечаток, при этом не всегда удаётся получить одинаковые оттиски.  Второй способ, когда цветной графический эскиз экслибриса или эстампа печатается в несколько досок. При печатании прозрачными типографскими красками и наложении одного цвета на другой получаются новые  дополнительные цвета. Например, наложение красного цвета на желтый или наоборот получаем оранжевый, синея с жёлтой - зеленый, красная с синей – фиолетовый и т. д.

Можно цветную линогравюру печатать в различных цветовых комбинациях и получать оттиски с удивительными цветовыми эффектами. Для улучшения работы поверхность  коричневого линолеума  покрывают белой  акриловой краской ” снежка”, используемой  для окраски стен. На белую поверхность хорошо переводится напечатанный на принтере рисунок. Рисунок смачивается ацетоном и косточкой притирается на линолеум и получаем качественное изображение,  что даёт возможность чётко работать резцами. Нарезаем несколько кусков  линолеума  ровных друг к другу по размеру подготовленного эскиза.

Берем кальку и наносим контурный черный рисунок с эскиза и переводим  на линолеум в обратном изображении “зеркальном” и прорисовываем черной тушью - пером или кистью.  Первой гравируют доску-линолеум для чёрного цвета, который передаёт рисунок эскиза. Такую доску называют контурной. Нарезанную гравюру  накатываем валиком с черной краской и вкладываем в специальное приспособление для печатания. Используя прочный, гладкий картон и приспособление можно сделать. Маленькая рамка для доски - линолеума, а два уголка  образуют большую рамку для нарезанной бумаги. Белое поле вокруг награвированного экслибриса -2 см. и для эстампа 3 – 4 в зависимости от размера изображения. Отпечатанный чёрный оттиск переводится на остальные куски линолеума. Берём подготовленный чистый кусок линолеума и вкладываем в малую рамку, а только что отпечатанный контурный оттиск вставляем в большую рамку и под давлением переносим  на линолеум. Таким путём печатается контурный рисунок и на другие чистые доски и на них с помощью кальки переносится каждый цвет цветового эскиза. Каждый цвет вырезается на отдельном куске и печатаются последовательно на листе бумаги. Обращаю внимание, куски линолеума должны быть точно одного размера. Чтобы было качественное совпадение цветов, любой цвет который соприкасается с чёрным увеличивается больше на 1 – 2 мм. Это позволит хорошо совмещать цвета и получить качественный цветной оттиск. Для печати линогравюры используется  бумага: офсетная, эстампная, специальная китайская или японская и  для струйных принтеров. Начинают печатать цветную линогравюру со светлых тонов и заканчивают чёрным цветом. Отпечатанные свежие оттиски нельзя сразу складывать в стопку, их раскладывают на просыхание краски. Завершив печать, смочите валик, печатную доску и раскатанную краску на стекле керосином и ветошью смоченной водой снимите остатки  краски. Протрите линолеум сухой ветошью и заверните в бумагу. При бережном отношении к нарезанной форме можно получить качественный тираж в несколько сотен. Каждая работа отпечатанная с оригинальных досок – линолеума и подписанная автором, считается подлинником.

Г.С. Грак, "Российский экслибрисный журнал", 2014, №18 

Приглашаем Вас ознакомиться с большим выбором гравюр галереи и интернет-магазина "Артимекс"!

Регистрация на лекцию и мастер-класс

Ваше имя
Ваш e-mail


Оставьте Ваш емейл или телефон

Ваш телефон
Хотели бы Вы получать рассылку-расписание наших лекций?
Сообщение*
Какой мастер класс Вы бы хотели посетить? Обязательно сообщите дату предполагаемого посещения.
Отправить

* Пожалуйста укажите в сообщении Название лекции, которую вы хотите посетить.

* Если вы планируете прийти на лекцию с кем-то, то пожалуйста укажите имя человека, с которым вы хотели бы посетить данную лекцию.

* Пожалуйста зарегистрируйтесь на наш предложенный мастер-класс или напишите пожелания - какая тема лекции была бы Вам интересна.

Мы стараемся готовить лекции интересные для Вас! 

 

Если есть вопросы, не стесняйтесь их задать! Мы будем рады на них ответить!