ОН-ЛАЙН ЛЕКЦИЯ: Флорентийский Ренессанс: первые художники Италии - от Мазаччо до Верроккьо
Лекция: Флорентийский Ренессанс: первые художники Италии
Часть 1. От Мазаччо до Верроккьо
Последовательное становление школы живописи во Флоренции начинается с фигуры Мазаччо. В его фресках уходит дробность и приходит восприятие стены как единого пространства картины. Нежные тонкие полутона красочной палитры в капелле Бранкаччи удивили флорентийцев не только выразительностью каждого из персонажей историй Ветхого и Нового завета, но и динамикой образов. Вслед за Мазаччо на художественной сцене Флоренции появится множество мастеров, от фра Беато Анжелико, чью живопись сравнивали с ангельской и фра Филиппо Липпи, кто первым вносит реальные черты в образы Мадонн и святых до Уччелло, чья имитация скульптуры на живописной плоскости восхищает Донателло и Пьеро делла Франческо, пейзаж которого становится бесконечным, а цвет и светотеневые эффекты приближаются к шедеврам мастеров северного Ренессанса.
В середине века во Флоренции появляется удивительная мастерская, которую открывает скульптор Андреа Верроккьо. Он пригласил туда уже взрослых художников учиться рисунку, и именно из мастерской Верроккьо выйдут самые прославленные мастера эпохи Возрождения – Боттичелли и Леонардо да Винчи, а также один из учителей Рафаэля – Перуджино. И одновременно во Флоренции работают и братья Поллайоло, и Доменико Гирландайо, и каждый из этих живописцев привлекает множество заказчиков, и постепенно во Флоренции на одного мясника и зеленщика приходится по несколько художников. В «Город искусства» приезжает и юный Рафаэль, и Микеланджело несколько раз будет возвращаться во Флоренцию, создавая для республики и статую Давида, и знаменитую лестницу в библиотеке Лауренциана, и фрески в палаццо Синьории. Но новое воцарение Медичи в начале XVI века знаменует окончание периода высокого Возрождения во Флоренции. Начинается эпоха маньеризма, хотя при этом флорентийские живописцы Якопо Понтормо и Россо Фьорентино сыграют важную роль не только в развитии живописи своей родины, но и в распространении искусства Ренессанса за пределы Италии – с именем Фьорентино связано во Франции становление первой школы Фонтенбло.
Наша обзорная лекция позволит Вам окинуть взглядом великую эпоху в истории искусства, которая тесно переплетена с судьбой Флоренции
Преподаватель
Историк искусства, лектор, экскурсовод, писатель, участник Musea Brugge Research School и проекта Iconclass-Russia, член Ассоциации искусствоведов, работает в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Выпускница Российского Государственного Гуманитарного Университета (факультет истории искусств)
В 2014 году вместе с коллегами создала просветительский проект «Арт-Депо»
Итальянский Ренессанс и арс нова (северное Возрождение) привлекают меня совершенством линий и удивительной палитрой, нюансами религиозных и мифологических сюжетов и гармонией, которая отчетливо видна в Гентском алтаре братьев ван Эйк и Урбинском диптихе Пьеро делла Франческо. В то же время искусство XIX века, особенно второй половины, тоже завораживает меня – и быстрой сменой направлений – от импрессионизма до символизма, и энергией революции, которую совершает каждый новый мастер – от Мане до Гогена и Сезанна. Живопись и архитектура, скульптура и графика полны идей и мастерства, которые очаровывают публику и позволяют находить новые ракурсы восприятия и получать удовольствие от тонкой игры с материалом и зрителем.
подробнее