Лекция: Страсти Христовы в живописи и графике Ренессанса: Джотто и Леонардо да Винчи, Дюрер и Босх, Тициан и Эль Греко Часть 1
10апреля
понедельник
19:30
Лекция: Страсти Христовы в живописи и графике Ренессанса: Джотто и Леонардо да Винчи, Дюрер и Босх, Тициан и Эль Греко
Часть 1. От входа Иисуса Христа в Иерусалим до ареста.
От Нидерландов до Италии: Страсти Христовы в живописи и графике Ренессанса
Сюжет Страстей Христовых являлся одной из излюбленных тем художников на протяжении всего времени существования христианства. Уже в катакомбах, где скрывались первые христиане, появляются рисунки на эту тему. В средние века сюжеты Страстей часто оказываются среди барельефов, украшающих соборы, на витражах и фресках. Однако именно Ренессанс преображает подход к изображению Страстного цикла; «открытие мира и человека» как определение Возрождения не может не отразиться в представлении сцен из жизни Христа: появляется линейная и воздушная перспектива, психологизм в изображении страдающего Богочеловека, анатомическая достоверность, художники мастерски передают эмоциональное состояние персонажей и при этом поражают зрителей иллюзионизмом в изображении пейзажа, тканей, предметов интерьера.
Северные и итальянские мастера по-разному показывают зрителю сцены Страстей. Идеализация человеческой фигуры, свойственная Италии, стремление к правильным пропорциям тела, поиск идеала в изображениях античных богов и героев оказывает влияние на религиозные картины мастеров кватроченто. А нидерландские и немецкие живописцы часто показывают Христа страдающим, с искаженным лицом и телом, в сцене положения во гроб Богоматерь падает в обморок, а мертвое тело Христа Гольбейна младшего поражает воображение не только современников, но и зрителей следующих эпох. Мастера цвета, в сценах Воскресения северяне (например, Грюневальд) пишут ослепительное сияние, исходящее от Христа, а Рафаэль почти в то же самое время создает этот сюжет как гармонически выверенную композицию с четким ритмом, который очень далек от экспрессии заальпийских художников.
Отдельно нужно сказать о графических сериях. Гравюры стали особенно популярны в конце XV- начале XVI века в Германии (Дюреру даже пришлось предпринимать усилия по запрету копирования его гравюр в Италии). Конечно, гравюра, которая становилась Библией для неграмотных, очень часто выбирала сюжеты Страстей, и Кранах старший, и Дюрер делают великолепные по насыщенности деталями, по проработке композиции рисунки, которые затем в виде ксилографий распространяются по всей Европе. Но и итальянские мастера обращаются к графике, среди иллюстраций к сюжетам Страстного цикла мы посмотрим на рисунки замечательного падуанского художника Андреа Мантеньи.
Французское Возрождение развивается своим, особым путем. Часто сюжеты Страстей Христовых мы найдем не на картинах или гравюрах, а в книжной миниатюре, и замечательные часословы Жанны д’Эвре, герцога Беррийского, Этьена Шевалье также позволят нам сравнить подходы к изображению Страстей у разных европейских мастеров.
И, наконец, мы посмотрим и на некоторые фрески, украшающие итальянские церкви. Джотто, Мазаччо, Гирландайо, Леонардо и другие итальянские художники реализуют свои монументальные замыслы в стенных росписях, тогда как за Альпами предпочтение отдается алтарям, написанным масляными красками.
Итак, на лекциях, посвященных Страстному циклу, мы посмотрим на иконографию сюжетов последних дней земной жизни Христа и первым дням после смерти на Голгофе, а также насладимся художественным разнообразием решений, предложенных для этих сцен мастерами Ренессанса в Италии, Франции, Германии и Нидерландах.
Количество мест ограничено. Регистрация обязательна!
Преподаватель
Историк искусства, лектор, экскурсовод, писатель, участник Musea Brugge Research School и проекта Iconclass-Russia, член Ассоциации искусствоведов, работает в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Выпускница Российского Государственного Гуманитарного Университета (факультет истории искусств)
В 2014 году вместе с коллегами создала просветительский проект «Арт-Депо»
Итальянский Ренессанс и арс нова (северное Возрождение) привлекают меня совершенством линий и удивительной палитрой, нюансами религиозных и мифологических сюжетов и гармонией, которая отчетливо видна в Гентском алтаре братьев ван Эйк и Урбинском диптихе Пьеро делла Франческо. В то же время искусство XIX века, особенно второй половины, тоже завораживает меня – и быстрой сменой направлений – от импрессионизма до символизма, и энергией революции, которую совершает каждый новый мастер – от Мане до Гогена и Сезанна. Живопись и архитектура, скульптура и графика полны идей и мастерства, которые очаровывают публику и позволяют находить новые ракурсы восприятия и получать удовольствие от тонкой игры с материалом и зрителем.
подробнее