ОНЛАЙН ЛЕКЦИЯ: История стилей: от архитектуры до орнамента - Древняя Греция: греческое чудо и Древний Рим - Вечный город
Цикл онлайн-лекций «История художественных стилей: от архитектуры до орнамента»
Искусство многообразно. Однако даже у такого сложного художественного явления есть свой универсальный ключ, который позволяет его понять и структурировать. Имя этому коду-ключу – стиль.
Стиль системен, объединяет и структурирует разные явления – простые и сложные, проявляясь во всех видах искусства – от орнаментики до архитектуры. Поэтому мы будем исследовать проявления того или иного стиля «Развитие стиля, — как заметил классик теории стилей Генрих Вёльфлин, — совершается таким же путем, как у растения, которое медленно развертывает листок за листком, пока не станет круглым и полным, завершенным со всех сторон». Мы будем рассматривать стиль в историческом контексте – от античности до середины XX века на самом разнообразном художественном материале – от архитектуры до орнаментики – и в широком культурном контексте.
Развиваясь и во времени, и в пространстве, стиль приобретает новые черты, которые формируют национальные художественные школы. Мы будем обращаться внимание на творчество определенных художников, архитекторов, живописцев, ваятелей и видеть, как на уровне индивидуальных стилей и творческих манер прорабатываются определенные приемы и методы того или иного стиля.
ОНЛАЙН ЛЕКЦИЯ №1: Древняя Греция: «греческое чудо»
«Греческое чудо» — так назвал уникальную культуру Древней Греции французский историк и писатель Эрнест Ренан. Подобная высокая оценка понятна. Эллины заложили фундамент классического искусства, «основы основ» классических стилей, которое стало отправной точкой и ориентиром для стилевых поисков последующих поколений европейских художников.
Как говорил современный культуролог М. Л. Гаспаров: «Из столетия в столетие в учебниках математики переписывались почти те же определения, какие были когда-то даны Евклидом; а поэты и художники упоминали и изображали Зевса и Аполлона, Геракла и Ахилла, Гомера и Анакреонта, Перикла и Александра Македонского, твердо зная, что читатель и зритель сразу узнает эти образы. Поэтому лучше узнать древнегреческую культуру — это значит лучше понять и Шекспира, и Рафаэля, и Пушкина».
На лекции будет уделено особенное внимание особенностям ордерной системы, которая определила лик классической архитектуры, вазописи и типологии Дресселя, принципам золотого сечения, учению гармонии сфер и его влиянии на развитие театра, скульптурным канонам Поликлета и Фидия, а также современным изысканиям в области антиковедения.
ОНЛАЙН ЛЕКЦИЯ №2: Древний Рим. «Вечный город»
Древний Рим как особое самостоятельное художественное явление начали изучать лишь в ХХ веке. Видные антиковеды полагают, что реальная история римского искусства не написана, не раскрыта вся сложность его проблематики, оригинальность и многоголосие художественного языка и стилевых систем. Одна из причин заключена в том, что под «Древним Римом» подразумевается великая Римская империя — все завоеванные им
страны и народы, входившие в состав Римской державы — от Британских островов до Египта. И римское искусство создавали не только римляне, но и покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии. Другая — в том, что вплоть до XIX века большая часть Рима была погребена под землей. Новые поколения возводили строения, разбивали площади на месте предыдущих построек. Свой вклад в изучение памятников Вечного города внесли не столько археологи, сколько архитекторы, скульпторы, художники, поэты, которые устраивали длительные экспедиции и буквально выкапывали из толщи земли и песка чудесные находки.
На лекции будет уделено внимание как классическим, так и малоизвестным памятникам архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (росписи, фрески, мелкая пластика), которые стали достоянием мировой культуры и определили особенности художественного языка древнеримского искусства.
Цикл «История стилей: от архитектуры до орнамента» рассчитан на 18 лекций:
- Древняя Греция. «Греческое чудо»
- Древний Рим. «Вечный город»
- Романика. «Мир монастырей и замков»
- Готика. «Лестница в небо»
- Ренессанс. «Торжество гуманизма»
- Барокко. «Величие и монументальность»
- Рококо и шинуазри. «Экзальтированная красота»
- Классицизм. «Изящная природа»
- Ампир. «Лапидарность и монументализм»
- Романтизм. «Равнение на искренность»
- Прерафаэлиты и британское искусство.
- Символизм. «В поисках нового смысла»
- Ар нуво. «Прекрасная эпоха»
- Ар деко. «Мир гламура»
- Веркбунд и Баухаус. «От искусства - к дизайну»
- Модернизм. «Выразительная простота» (архитектура)
- Модернизм. Бунт и поиск. (изобразительные виды искусства)
- Постмодернизм. Тонкие грани.
Как проходит онлайн-лекция?
- Вы выбираете тему,
- Регистрируетесь на лекцию и оплачиваете ее,
- В день мероприятия вам на почту приходит ссылка-приглашение,
- При переходе по ссылке Вы попадаете на специальную платформу, которая транслирует онлайн-лекцию,
- Лектор ведет устный рассказ, который сопровождается визуальной презентацией,
- Вместе обсуждаем изученный материал, искусствовед отвечает на вопросы слушателей,
- Запись лекции высылается Вам на почту спустя 1-3 дня после вебинара (действительна в течение 1 месяца)
Преподаватель
Елена Рубан – культуролог (МГУ им. Ломоносова, философский факультет, кафедра «история и теория мировой культуры», специалитет и аспирантура), преподаватель высшей школы с 1995 года, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциации, эксперт в области интерьерного и предметного дизайна, куратор и автор образовательных программ в «Музее Ар Деко» («Модерн многоликий», «Ар Деко легендарный», «Русский модерн», «История дизайна»).
подробнее