На главную
арт-центр и галерея современного искусства

г. Москва, ул. Пушечная, д. 7/5, стр. 2  м. Кузнецкий мост
Тел.: +7(495) 649 99 58 или +7 (926) 770 51 48
E-mail: info@lectoriumart.ru

ОНЛАЙН-ЛЕКЦИЯ: Ранний Пикассо. От голубого периода до кубизма - революция формы

27мая воскресенье 19:00


Онлайн лекция

Преподаватель: Забродина Елена, историк искусств

Стоимость: 500 руб.

Продолжительность: 1,5 часа

Хотя отсчет модернизма в живописи ведут с появления импрессионизма в последней трети XIX века, самые революционные явления в изобразительном искусстве возникают в первое десятилетие XX века. Начиная от портрета Гертруды Стайн и «Авиньонских девиц» (которые друзья Пикассо окрестили «Философским борделем»), в творчестве великого испанца начинается новый период. Но неверно понимать кубизм как простую геометрическую стилизацию объемов. Антинарративный принцип, который выражен и в стилистической дисгармонии итоговой версии «Девиц», и в обособленности всех пяти фигур, заставляет вступить в игру зрителя: устрашающий взгляд проституток принуждает его застыть на месте, вуайеристкое удовлетворение сменяется ужасом перед «головой Медузы».

Затем наступает 1911 год, когда Пикассо и Брак «покончили с единой перспективой». Африканские маски и иберийские скульптуры, необходимые им для первого периода «упрощающей деформации», уступили место фрагментации целого, анализу форм. Трансформация изобразительного языка привела к тому, что лица и торсы, кружки и бутылки, гитары и кувшины превратились в мелкие, слегка наклоненные плоскости.

Однако кубизм – это не последовательное уплощение пространства. Пикассо ставит себе задачу драматизировать разрыв между осязательным и зрительным опытом, что станет также одной из проблем психологии восприятия в XX веке.

Осенью 1912 года начинается еще один, последний этап кубизма. Коллажи Брака и Пикассо полностью разрывают связь с системой изображения объектов, основанной на «похожести». Синтетический кубизм, в котором коллаж окажется перенесенным в живопись, довершит революцию формы, начатую еще Сезанном, предтечей кубизма.

«Мы только хотели выразить то, что было в нас», - говорит Пабло Пикассо, и ему вторят Жорж Брак, Хуан Грис, Фернан Леже. На лекции мы поговорим о тех ключевых произведениях, которые и создали один из самых захватывающих периодов в истории европейской живописи XX века – кубизм.

Как проходит онлайн-лекция? 
 
  • Вы выбираете тему,
  • Регистрируетесь на лекцию и оплачиваете ее,
  • В день мероприятия вам на почту приходит ссылка-приглашение,
  • При переходе по ссылке Вы попадаете на специальную платформу, которая транслирует онлайн-лекцию,
  • Лектор ведет устный рассказ, который сопровождается визуальной презентацией,
  • Вместе обсуждаем изученный материал, искусствовед отвечает на вопросы слушателей.

 

 

Преподаватель

Забродина Елена, историк искусств

Забродина Елена

Историк искусства, лектор, экскурсовод, писатель, участник Musea Brugge Research School и проекта Iconclass-Russia, член Ассоциации искусствоведов, работает в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Выпускница Российского Государственного Гуманитарного Университета (факультет истории искусств)

В 2014 году вместе с коллегами создала просветительский проект «Арт-Депо»

Итальянский Ренессанс и арс нова (северное Возрождение) привлекают меня совершенством линий и удивительной палитрой, нюансами религиозных и мифологических сюжетов и гармонией, которая отчетливо видна в Гентском алтаре братьев ван Эйк и Урбинском диптихе Пьеро делла Франческо. В то же время искусство XIX века, особенно второй половины, тоже завораживает меня – и быстрой сменой направлений – от импрессионизма до символизма, и энергией революции, которую совершает каждый новый мастер – от Мане до Гогена и Сезанна. Живопись и архитектура, скульптура и графика полны идей и мастерства, которые очаровывают публику и позволяют находить новые ракурсы восприятия и получать удовольствие от тонкой игры с материалом и зрителем.

подробнее