Лекция: Франсиско Гойя: реальность и фантазия новой эпохи
Гойя, который родился в середине XVIII века, открывает своим творчеством следующее столетие. Реализм и романтизм сочетаются в работах испанского мастера, он показывает нам героя не через внешние эффекты, а через внутреннее переживание. В поздних вещах эта тенденция усиливает инфернальность картин Гойи, когда он показывает карнавальное шествие сродни danse macabre (пляске смерти), когда тревожное ощущение у зрителя формируется через светотеневые контрасты.
Гойя не затронут болезнью индивидуализма, как многие художники-романтики XIX века – нет, он страдает и кричит и заставляет и нас вздрагивать от ужаса, созерцая расстрел повстанцев. Его карикатурные персонажи не комичны, но передают злую насмешку и ничтожность человеческой жизни. Он создает новый канон красоты, показав ценность повседневного и безобразного.
Гойя говорил, что «фантазия, лишенная разума, производит чудовище; соединенная с ним, она — мать искусства и источник его чудес». В его работах соединяется сила и воображения художника и его эмоционального переживания реальной действительности, завораживая каждого, кто всматривается в картины испанского гения.
Преподаватель
Историк искусства, лектор, экскурсовод, писатель, участник Musea Brugge Research School и проекта Iconclass-Russia, член Ассоциации искусствоведов, работает в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Выпускница Российского Государственного Гуманитарного Университета (факультет истории искусств)
В 2014 году вместе с коллегами создала просветительский проект «Арт-Депо»
Итальянский Ренессанс и арс нова (северное Возрождение) привлекают меня совершенством линий и удивительной палитрой, нюансами религиозных и мифологических сюжетов и гармонией, которая отчетливо видна в Гентском алтаре братьев ван Эйк и Урбинском диптихе Пьеро делла Франческо. В то же время искусство XIX века, особенно второй половины, тоже завораживает меня – и быстрой сменой направлений – от импрессионизма до символизма, и энергией революции, которую совершает каждый новый мастер – от Мане до Гогена и Сезанна. Живопись и архитектура, скульптура и графика полны идей и мастерства, которые очаровывают публику и позволяют находить новые ракурсы восприятия и получать удовольствие от тонкой игры с материалом и зрителем.
подробнее