Лекция: Эгон Шиле и Хаим Сутин - два облика экспрессионизма
Лекция: Эгон Шиле и Хаим Сутин - два облика экспрессионизма
Начало XX века знаменуется чередой новых художественных течений в искусстве. Одним из самых влиятельных стал экспрессионизм, который впервые возникает в работах немецких художников в 1905 году, однако затем во многих странах появляются выдающиеся мастера экспрессионизма.
Эгон Шиле, который начинает как старательный ученик венской Академии художеств, а затем последователь Климта, в начале 1910-х резко изменит свой стиль и в многочисленных портретах покажет зрителям одиночество человека, невозможность ни дружбы, ни любви. Деформация фигуры, искаженные гримасами лица, непропорциональные руки и ноги - все это отталкивало венцев до начала Первой мировой войны, но после
окончания войны, ставшей первой массовой бойней в истории человечества, резкого разочарования в идее прогресса одинокий и страдающий герой Шиле становится очень близок зрителю.
Расцвет творчества Хаима Сутина, одного из самых интересных представителей Парижской школы, приходится на «мрачное двадцатилетие» между двумя мировыми войнами. Ощущение близости катастрофы пронизывает пейзажи и портреты мастера из маленького белорусского городка Смиловичи. Неприкаянность и боль становятся визитной карточкой образов Сутина. И максимальное выражение эти чувства находят в его знаменитых натюрмортах, когда туша коровы или селедки на блюде кричат от ужаса и отчаяния
На лекции мы поговорим о двух знаменитых мастерах ХХ века и увидим, как по разному экспрессионизм проявляется в их творчестве.
Преподаватель
Историк искусства, лектор, экскурсовод, писатель, участник Musea Brugge Research School и проекта Iconclass-Russia, член Ассоциации искусствоведов, работает в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Выпускница Российского Государственного Гуманитарного Университета (факультет истории искусств)
В 2014 году вместе с коллегами создала просветительский проект «Арт-Депо»
Итальянский Ренессанс и арс нова (северное Возрождение) привлекают меня совершенством линий и удивительной палитрой, нюансами религиозных и мифологических сюжетов и гармонией, которая отчетливо видна в Гентском алтаре братьев ван Эйк и Урбинском диптихе Пьеро делла Франческо. В то же время искусство XIX века, особенно второй половины, тоже завораживает меня – и быстрой сменой направлений – от импрессионизма до символизма, и энергией революции, которую совершает каждый новый мастер – от Мане до Гогена и Сезанна. Живопись и архитектура, скульптура и графика полны идей и мастерства, которые очаровывают публику и позволяют находить новые ракурсы восприятия и получать удовольствие от тонкой игры с материалом и зрителем.
подробнее