На главную
арт-центр и галерея современного искусства

г. Москва, ул. Пушечная, д. 7/5, стр. 2  м. Кузнецкий мост
Тел.: +7(495) 649 99 58 или +7 (926) 770 51 48
E-mail: info@lectoriumart.ru

Экспрессионизм, футурокубизм и абстракционизм Василия Кандинского

Революция в России стимулировала всплеск развития самых разных авангардных течений в искусстве. Художники и поэты, скульпторы, режиссеры и постановщики балета восприняли некий хаос и отсутствие упорядоченности 1910-х  годов. как среду, имманентно присущую авангардизму и «творческому хаосу» креативности, воспевающей отказ от реализма. Бурление художественных мастерских, кружки типа «Бубнового валета» и «Синего всадника», которые издавали свои журналы в России и за рубежом были очень популярны и охватывали значительную часть художников. Так, «Синий всадник» был основан в 1911 году Василием Кандинским и немецкими экспрессионистами, ратовавшими за отказ от замшелых традиций академической живописи. Другой пример: поэт  Владимир Маяковский, изначально занялся живописью (в 1911 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Однако вскоре он познакомился там с художником Давидом Бурлюком и моментально оказался в поэтическом кружке кубофутуристов «Гилея». Время окончательного синтеза искусств, казалось, было не за горами.

Бегство от реальности

Вот в таком круговороте событий среди многих течений авангардизма возник абстракционизм Василия Кандинского. Родившись в обеспеченной семье и получив образование юриста в Московском государственном университете, Кандинский отказался от престижной карьеры профессора Дерптского университета и, под воздействием выставки импрессионистов, выехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи. В 1909 г. художник организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», два года спустя — альманах и группу «Синий всадник». Художников, танцоров и композиторов этой творческой группы объединял интерес к средневековому искусству, а также примитивизму, кубизму и другим модернистским течениям. Напомним, что, например, кубизму свойственно изображать объекты посредством множества пересекающихся плоскостей (как делал в ранние годы своего творчества, 1900-е, Пабло Пикассо).  Так же и художники разных направлений пытались посредством не-реалистичных методов создать целостное восприятие объекта искусства и передать чувства, вызываемые им у художника, зрителю.

Экспрессионизм

Движение экспрессионистов (к которым, например, относится автор одной из самых дорогих в истории картин «Крик» Эдвард Мунк – подробнее читайте о самых дорогих картинах в другой нашей статье) увлекало Кандинского, но он не остановился на этом уровне абстракции от реального образа. Экспрессионисты стараются передать зрителю именно чувства и эмоции, владеющие автором. Они не стремятся при этом точно передать формы изображаемого. Но в своей зрелой манере письма Кандинский вообще отходит от реализма, оставляя только формы, которые должны передать чувства зрителю.

До 1914 г. в Мюнхене Кандинский знакомится с русскими художниками:  И. Я. Билибиным, К. С. Петровым-Водкиным, И. Э. Грабарем. В Германии Кандинского принимали как своего, прошла его персональная выставка, однако с началом Первой мировой войны он был вынужден вернуться в Россию. Возможно, это стало судьбоносным для формирования стиля письма художника, придало импульс его индивидуальной манере живописи.

Преобладание формы над объектом

Кандинский Нежное  восхождение

В России в это время стал складываться абстракционизм. Хотя рождением стиля считается 1910 г., когда Кандинский в Альпах в городочке Мурнау написал свою первую абстрактную композицию. Все же наибольшее число абстракционистов были русскими:  абстракционизму были привержены Казимир Малевич, Наталья Гончарова и др. Его суть заключалась в «беспредметности», преобладании формы над содержанием – точнее, выражение содержания через формы, порой весьма далекие от реализма. Это было время философов, когда каждый художник считал своим долгом объяснить, почему он видит выражение реального мира именно в такой манере – и для этого написать философский труд. Так, для Казимира Малевича это была книга «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» (1922 г.), а для Василия Кандинского - «О духовном в искусстве» (1910 г.)

В своей книге он писал о том, как фигуры взаимодействуют друг с другом, но и не только об этом, а о том, как массы людей воздействуют друг на друга. «Духовный треугольник медленно движется вперед и ввысь. В наше время одна из нижних наибольших секций достигает ступени первых лозунгов материалистического "Credo". Политически эти обитатели являются приверженцами народного представительства или республиканцами. Они оттачивают меч справедливости, чтобы нанести смертельный удар гидре капитализма и отрубить этому злу голову». Вот так, несмотря на аполитичные, казалось бы, картины, Кандинский замахивается на происходящее в обществе. В этом он даже близок Н.К.Рериху, который, отображая горы, в реальности замахивается на высокие духовные образы, теософию.

Социальное служение

Революцию многие авангардные художники восприняли как поворот власти лицом к авангардизму и всему новому, поэтому с удовольствием согласились занять разные руководящие должности. Так, Кандинский участвовал в создании Российской академии художественных наук в статусе ее вице-президента, преподавал во ВХУТЕМАСе в 1918 г., затем был почётным профессором Московского университета.

Однако уже в 1921 году, несмотря на развертывание в России авангардистских течений, эмигрировал как и впоследствии сделало большинство философов и художников-абстракционистов того времени. Он выехал в Германию, а затем, когда в годы нацизма его работы перестали выставлять и осудили как «дегенеративное искусство» - в Париж, где жил по 1944 год.

Можно ли назвать Кандинского подлинно русским художником? Конечно, да, как и стиль его работы, абстракционизм, возник под воздействием общения с другими русскими художниками. Сейчас его работы являются одними из самых дорогих на аукционах во всем мире, и, наряду с работами Казимира Малевича, составляют «золотой фонд» российского искусства.

Смотрите каталог современного искусства галереи "Артимекс": среди предметов 1920-х годов есть отнесенные к абстракционизму.

Регистрация на лекцию и мастер-класс

Ваше имя
Ваш e-mail


Оставьте Ваш емейл или телефон

Ваш телефон
Хотели бы Вы получать рассылку-расписание наших лекций?
Сообщение*
Какой мастер класс Вы бы хотели посетить? Обязательно сообщите дату предполагаемого посещения.
Отправить

* Пожалуйста укажите в сообщении Название лекции, которую вы хотите посетить.

* Если вы планируете прийти на лекцию с кем-то, то пожалуйста укажите имя человека, с которым вы хотели бы посетить данную лекцию.

* Пожалуйста зарегистрируйтесь на наш предложенный мастер-класс или напишите пожелания - какая тема лекции была бы Вам интересна.

Мы стараемся готовить лекции интересные для Вас! 

 

Если есть вопросы, не стесняйтесь их задать! Мы будем рады на них ответить!