На главную
арт-центр и галерея современного искусства

г. Москва, ул. Пушечная, д. 7/5, стр. 2  м. Кузнецкий мост
Тел.: +7(495) 649 99 58 или +7 (926) 770 51 48
E-mail: info@artimex.ru

Гравюра: основные виды техник

Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки дере­вянных, металлических или каменных поверхностей для печатания от­тисков. В соответствии с тем, какая часть доски покрывается краской при печати, то есть оказывается печатающей, различают три вида гра­вюры: выпуклая гравюра (гравюра на дереве, или ксилография, гравю­ра на линолеуме и рельефная гравюра на металле), углубленная гравю­ра (все другие разновидности гравюры на металле) и плоская гравюра (литография и ее разновидности).

Выпуклая гравюра

Ксилография. Самая древняя тех­ника гравюры появилась на Востоке, наибо­лее ранний из оттисков на бумаге датирован 868 годом. В Европе появляется на рубеже XIV — XV ве­ков, первая датированная ксило­графия относится к 1418 году. До конца XVIII века существовала лишь обрезная, или продольная, ксило­графия. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, ябло­ни), непременно продольного рас­пила, вдоль волокон дерева, за­грунтовывается, поверх грунта пе­ром наносится рисунок, затем ли­нии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается осо­бым долотом на глубину г — 5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампона­ми, впоследствии — валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномер­но придавливается — прессом или вручную, таким способом изобра­жение с доски переходит на бума­гу. При обрезной гравюре компо­зиция оказывается комбинацией черных линий и контрастных пятен.

В последней четверти XVIII века ан­гличанином Т. Бьюиком был вве­ден в употребление способ торцо­вой, или поперечной, ксилографии, при котором доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно по­верхности доски. При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут спе­циальным резцом — штихелем, след которого в оттиске дает бе­лую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насы­щенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500 — 2000 хороших отти­сков.

Рельефная гравюра на металле. Употреблялась лишь до начала XV пека. Пластина из меди, лату­ни, олова или свинца обрабатыва­ется специальными резцами так, что в результате гравирования она становится аналогичной доске об­резной ксилографии; печатается как последняя.

Гравюра на линолеуме. Возникла на рубеже XIX — XX веков. Линоле­ум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогну­тых стамесок, так же как и в об­резной ксилографии. Краска нака­тывается валиком, печатается, как гравюра на дереве. Гравюра на линолеуме дает около 500 хоро­ших оттисков.

Углубленная гравюра

В металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механиче­скими или химическими способа­ми углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек. Затем в углубления тампонами вбивается краска, доска покрывается влаж­ной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Основные разновидности углуб­ленной гравюры на металле:

Резцовая гравюра. Появилась в первой четверти XV века. Первая датированная гравюра резцом от­носится к 1446 году. Рисунок вре­зается в металлическую доску стальным резцом квадратного сечения с ромбовидным срезом. Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.
 

Офорт. Возник в начале XVI века. Первая датированная гравюра от­носится к 1513 году. Доска покры­вается кислотоупорным лаком, рисунок иглой процарапывается в лаке, обнажая поверхность метал­ла. После погружения доски в кис­лоту, в металле протравливается рисунок. Офорт дает около 500 от тисков.
 

Гравюра сухой иглой. Медная дос­ка процарапывается непосред­ственно офортной иглой, без по­крытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»). Гравюра сухой иглой дает до 100 оттисков.


Пунктирная манера. Как само­стоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из ком­бинации сгущенных или разрежен­ных точек, наносится на покры­тую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рису­нок выбивается специальными пунсонами.
Особым видом пунктирной мане­ры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след ме­лового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

Мягкий лак. Техника возникла в XVIII веке. Доска покрывается лаком с сильной добавкой сала. На нее кладут шершавую бумагу и нано­сят рисунок, затем бумага снима­ется вместе с приставшими кусоч­ками лака, обнажая поверхность доски. После травления и печати оттиск воспроизводит фактуру бумаги.

Акватинта. Изобретена во Фран­ции в середине XVIII века для воспро­изведения в гравюре тонового ри­сунка тушью. При этой технике подогретая доска равномерно по­крывается смолистым порошком, отдельные зерна которого приста­ют к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных то­чечных углублений. Те места, ко­торые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком. Акватинта дает от 500 до 10оо оттисков.

Лавис. Металлической кистью сильной кислотой рисуют непо­средственно по доске, которая из-за зернистости металла протрав­ливается неравномерно, что в свою очередь придает оттиску тон различной силы. Лавис дает не­сколько десятков оттисков.

Меццо-тинто, или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Спе­циальным инструментом — «ка­чалкой» на доску наносятся мно­гочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получа­ется густой, бархатистый тон. Ри­сунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживает­ся доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти мест а оказываются более светлыми. Меццо-тинто дает около 200 от­тисков.

Плоская гравюра

Техника литографии изобретена в 1796 голу в Германии А.Зенефель­дером. В литографии используется способность некоторых пород из­вестняка не принимать на себя краску после протравливания сла­бой кислотой. Процесс работы нал литографией заключается в следующем: пластина из известня­ка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн», или «корешок»). На под­готовленном таким образом кам­не рисуют специальным каранда­шом или пером и кистью, упо­требляя литографскую тушь. Ка­мень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гум­миарабика. В результате протрав­ливания покрытые рисунком ме­ст легко принимают печатающую краску; чистые же поверхности камня ее отталкивают. Доска по­крывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге. Иногда вместо известняка используют специально подготовленные пластины из цин­ка или алюминия. Часто рисуют литографским карандашом или тушью не на камне, а на особой, так называемой автографской, или переводной, бумаге, после чего рисунок передавливается на камень. Весь последующий про­цесс такой же, как и в классиче­ской литографии. Литография даст несколько тысяч оттисков.

Цветная гравюра

Цветная гравюра получается дву­мя различными способами. В пер­вом случае на одну доску накла­дывается тампонами краска раз­ного цвета, после чего доска печатается. При таком способе цвет в гравюре оказывается приблизи­тельным и каждый оттиск отли­чается от другого.

Другой способ — для каждого цвета или тона используют от­дельную доску, которая обрабаты­вается лишь в соответствующих местах. Эти доски, покрытые каждая своей краской, последова­тельно печатаются на одном листе бумаги.

Одна из разновидностей цветной гравюры — кьяроскуро — техни­ка ксилографии, развивавшаяся главным образом в XVI веке. Каж­дая доска отличается от другой не только цветом, но и оттенком тона, причем чаще всего на каж­дой доске вырезается лишь часть композиции: целиком последняя появляется на оттиске лишь в ре­зультате печатания со всех досок.

Состояние. Фиксированная в от­тиске стадия работы гравера над доской называется «состоянием».У некоторых художников, особен­но офортистов, известно до двад­цати состояний одной гравюры.

Статья взята из книги "Очерки по истории и технике гравюры", Москва, "Изобразительное искусство" 1987 г.

 

Регистрация на лекцию и мастер-класс

Ваше имя
Ваш e-mail


Оставьте Ваш емейл или телефон

Ваш телефон
Хотели бы Вы получать рассылку-расписание наших лекций?
Сообщение*
Какой мастер класс Вы бы хотели посетить? Обязательно сообщите дату предполагаемого посещения.
Отправить

* Пожалуйста укажите в сообщении Название лекции, которую вы хотите посетить.

* Если вы планируете прийти на лекцию с кем-то, то пожалуйста укажите имя человека, с которым вы хотели бы посетить данную лекцию.

* Пожалуйста зарегистрируйтесь на наш предложенный мастер-класс или напишите пожелания - какая тема лекции была бы Вам интересна.

Мы стараемся готовить лекции интересные для Вас! 

 

Если есть вопросы, не стесняйтесь их задать! Мы будем рады на них ответить!