На главную
арт-центр и галерея современного искусства

г. Москва, ул. Пушечная, д. 7/5, стр. 2  м. Кузнецкий мост
Тел.: +7(495) 649 99 58 или +7 (926) 770 51 48
E-mail: info@artimex.ru

Графика Александра Дейнеки 1920-40-х годов

Наши Мастер классы и Лекториум >>>>

Каталог Наши художники >>>>>

Каталог товаров Живопись >>>>

Ирина Лейтес

Александр Дейнека вошел в историю отечественного искусства в первую очередь как автор мозаичных панно и больших тематических картин, как восторженный поклонник всякой техники, земной и небесной, а также как почитатель и знаток различных видом физкультуры и спорта. Свой выдающийся художественный дар, недюжинную энергию Дейнека поставил на службу победившей коммунистической идеологии, которую он совершенно искренне считал единственно правильной. Но его талант был намного глубже и шире идеологических схем, даже когда в 1920-е годы Дейнеке пришлось заниматься их прямой пропагандой. Пожалуй, именно в это время открытой агитации дарование художника раскрылось наиболее глубоко и широко.

От иллюстрации к большим работам

Свой творческий путь Дейнека начал, как и многие,  иллюстрируя журнальные статьи. Ко времени приезда в Москву и поступления во ВХУТЕМАС, тот есть к 21 году, Дейнека в обстановке гражданской войны имел самый разный опыт работы. Силою обстоятельств Дейнека попал в агрессивные и боевые журналы «Безбожник», «Безбожник у станка», затем – «Прожектор», «Даешь!», «Красная нива».

Журнальная графика Дейнеки 1920-х получила широкую известность и во многом определила его творческий путь. Особый интерес представляют те рисунки Дейнеки, где он пытается передать физическое движение. Именно его, движение, автор считал своей основной темой. С одной стороны, это моментальные наброски, где он точными штрихами, которые позднее назовет «снайперскими», мастерски воспроизводит ритмы физического движения и довольно приблизительно – внешний абрис людей и предметов. С другой стороны, это этюды натурщиц, где длинными, упругими и крепкими линиями он великолепно моделирует пластическую форму. Что особенно важно, и внутри этой формы автор пытается выявить то малозаметное движение, которое вызывается взаимодействием составляющих форму плотных масс. Возникновение особой внутренней пульсации заметнее всего выявляется на крупных объемах с акцентированными членениями. Отчасти поэтому Дейнека любит рисовать грузных натурщиц, временами добавляя к линейному рисунку с подчеркнутым контуром подробную пластическую разработку. В этих этюдах он отчетливо запечатлевает процесс перетекания и колыхания массивных форм, который передается на бумаге с каким-то особым, чувственным ощущением широкого, ленивого ритма.

Картины или карикатуризм?

Молодой художник пока явно проигрывает другим журнальным какрикатуристам и по части опытности, и особенно по части самоуверенного злорадного сарказма. Нехватку этого качества в отношении действующих в его листах заодно со священниками разного рода притеснителей и эксплуататоров Дейнека компенсирует тем, что выражаясь фигурально, не жалеет на них черной краски. Таков был тренд того яростного и непримиримого времени. Но вот к остальным своим персонажам, находятся ли они под влиянием еще не ликвидированных «как класс» попов и буржуев, или своих собственных скверных привычек, или под влиянием обстоятельств Дейнека явно не может отнестись с прямой издевкой.  Чаще всего он не смеется над ними, а пытается их понять. Дейнека предпочитает изображать человека как тип, а не как индивидуальность. Вероятно, поэтому художник почти не показывает лиц своих героев, чаще всего представляя их в профиль или со спины – этот прием он сохранит в своем творчестве очень надолго.

Но при всем при этом Дейнеку отличало умение с немалой артистичностью «влезть в шкуру» такого типичного человека и показать его крупно, с потрясающей жизненностью его жестов и ухваток, с той же заинтересованностью с какой в учебных этюдах он изображает нарочито грубые и грузные тела натурщиц. Тем более, что выживший в условиях революции, войны, голода, холода, тифа и разрухи этот «коллективный» человек одним фактом своего существования поистине уже выказывал какую-то гораздо выше обычной крепость, а Дейнека всю жизнь любил изображать людей сильных. Сейчас под его кистью выстраивается страшноватая картина жизни той эпохи раннесоветских людей. И секут и расстреливают классовые враги, они не понимают происходящего и запросто могут, преисполнившись агрессивной убежденности в чем-то не слишком гуманном, проголосовать как один человек.

Порой они разухабисто веселятся, а порой, пребывая в каком-то скотском состоянии, бессмысленно бредут, переносят тяжести, стоят в очереди за газетами, сидят на собраниях, ожидают спуска в шахту, из которой не всем им суждено вернуться. Обстоятельства могут довести кого-то из них до состояния невероятно горестных судорог. Дейнека фиксирует все это, но с каким-то удивительным сочувствием. В своих поздних воспоминаниях художник совсем не лукавит, говоря, что в рисунках, плакатах забывал про изобразительную сторону, что его полностью поглощала тема, внутренняя сторона сюжета.

С увлечением, хотя и в авральном режиме перманентной журнальной спешки, художник не забывает заботиться о выразительности формы. Журнальная графика начала XX века выработала приемы угловатой экспрессивной плоскостности и силуэтности. Дейнека нередко строит форму не только с помощью тушевых пятен, но и просветами фона белой бумаги. Памятуя уроки Фаворского (который был ректором во ВХУТМАСе во время учебы там Дейнеки), художник придает оттенкам черного и белого ощущение объема и даже цвета, что делает его рисунки особенно выразительными.

Всю жизнь Дейнека предпочитал делать с натуры лишь первые наброски, а затем работать по памяти. Это позволяло ему отсекать все лишнее, компоновать работы таким образом, чтобы они лучше запечатлевались в памяти читателей. Их несчастьям и заблуждениям Дейнека противопоставляет картины созидательного труда и спортивных состязаний.

Будучи одним из самых выразительных художников соцреализма, Дейнека заставляет и нас поверить в реальность этих романтических образов людей, для которых труд – это все.

Картины романтического реализма пользуются большим спросом на современном арт-рынке, поэтому наша галерея современного искусства старается пополнять коллекцию искусства соцарта. Смотрите работы в стиле соцреализма на сайте галерей «Артимекс». Мы работаем также под заказ. Вы можете оставить пожелания какую картину и какого автора Вы хотели бы приобрести. Мы обязательно подберем замечательную живопись социалистического реализма или любого другого стиля под Васш самый требовательный вкус. Наши искусствоведы готовы предоставить любую консультацию по современной живописи.

Звоните нам, приходите. Наш арт-центр находится в самом центре. Мы регулярно проводим лекции по истории современной живописи и истории искусства. Мы просим Вас высказать Ваш интерес к нашим лекциям и зарегистрироваться на наш мастер-класс, воспользовавшись предложенной ниже формой запроса.

Наши Мастер классы и Лекториум >>>>

Каталог Наши художники >>>>>

Каталог товаров Живопись >>>>

Регистрация на лекцию и мастер-класс

Ваше имя
Ваш e-mail


Оставьте Ваш емейл или телефон

Ваш телефон
Хотели бы Вы получать рассылку-расписание наших лекций?
Сообщение*
Какой мастер класс Вы бы хотели посетить? Обязательно сообщите дату предполагаемого посещения.
Отправить

* Пожалуйста укажите в сообщении Название лекции, которую вы хотите посетить.

* Если вы планируете прийти на лекцию с кем-то, то пожалуйста укажите имя человека, с которым вы хотели бы посетить данную лекцию.

* Пожалуйста зарегистрируйтесь на наш предложенный мастер-класс или напишите пожелания - какая тема лекции была бы Вам интересна.

Мы стараемся готовить лекции интересные для Вас! 

 

Если есть вопросы, не стесняйтесь их задать! Мы будем рады на них ответить!