![](/files/фотографии%20для%20статей/авангардизм/vasily-kandinsky-winter-landscape-900x636.jpg)
Авангардизм, развиваемый в литературе Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебниковым, начиная с 1910-х гг мощно распространился также и в российской живописи. Еще в 1910-е гг. авангардизмом в России увлекались Казимир Малевич (создавший стиль супрематизм), Василий Кандинский, Владимир Татлин. Расцвет русского авангарда пришелся на 1914–1922 гг. Чем же был авангард? Объединяя в живописи абстракционизм, конструктивизм, кубизм, супрематизм и некеторые другие постмодернистский движения, он отказывался от реализма, сохраняя акцент на форме предметов как таковых. Так, супрематизм Малевича появился в 1910-х годах как стиль письма в виде комбинаций разноцветных плоскостей и простейших геометрических очертаний.
Однако времена сильно поменялись, и в 1920-е, авангардизм при огромной моде на него как в России, так и за рубежом, перестал быть господствующим течением как в живописи, как и в литературе, и он не нравился советской власти. В 1920 годы, во время господства авангардизма и декадантства среди художественных кругов, все явнее заявлять о себе стала Ассоциация художников революционной России или АХРР. В то время, пока Казимир Малевич и Василий Кандинский продолжали свои эксперименты с абстракционизмом и формами предметов, целая плеяда художников поставила своей целью развить тенденции русских передвижников и отображать жизнь только в реалистических тонах.
След передвижничества в социалистическом реализме
АХРР отвергали авангардизм и делали акцент на отображение быта рабочих и крестьян. Возглавлял АХРР Павел Радимов, последний глава Товарищества передвижников. Напомним, что к передвижникам относили движение конца 19 в., когда художники-реалисты Н.Ге, И Крамской. В.Перов ездили со своими выставками по разных городам России. За образец было взято воплощение быта Красной Армии, рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. И началась непримиримая борьба, в частности, с художниками-авангардистами, тоже вставшими на сторону революции. Павел Радимов объявил авангард вредным измышлением, и открыл «Выставку картин художников реалистического направления в помощь голодающим». Акцент был сделан на том, что не-реалисты не помогают голодающим, а зря едят свой хлеб.
Справедливости ради надо сказать, что до репрессий тогда еще было далеко, и к АХРР в эти годы присоединились многие известные художники: К.Ф. Юон, Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин. В 1926 году в АХРР влились представители авангардного «бубнового валета», ранее отрицавшие традиции как академизма, так и реализма XIX века: им был ближе постимпрессионизм, фовизм и кубизм.
Откуда такая готовность вступать в ряды Ассоциации художников революционной России? Из-за ее приближенности власти, которая все нарастала и к 1932 году АХРР стала основой единого Союза художников СССР. Но поначалу, с 1923 года, она лишь принимала ручейки художников разных мастей, вливавшихся в ее полноводное русло.
Антитеза Малевича, Шагала, Кандинского
![](/files/фотографии%20для%20статей/авангардизм/malevich142-мал.jpg)
Борьба за авангардное искусство продолжалась до 1930 года. Скажем, супрематизм. Вот такой «Жнец» Казимира Малевича никак не мог устроить советскую власть, ведь, рекомендуя эту картину в качестве плаката красным уголкам в различных городах страны, власти рисковали вызвать у неподготовленных «трудящихся масс» непонимание и смех. Искусство должно было быть полностью понятно народу, заказчиком искусства стали не высшие слои общества, а бюрократическая «серединка» творческой интеллигенции и пр.
А для этого искусство должно было выйти из общемирового русла авангарда, где находились Кандинский и Малевич. Так вот в 1930 г. Казимир Малевич был арестован как «германский шпион» (все это время он участвовал в том числе, в зарубежных выставках). Однако благодаря заступничеству Наркома просвещения Луначарского, который назвал Малевича «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСа» был выпущен из тюрьмы и даже в 1932 получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее.
Однако сам стиль его работы – и в Витебске, где в 1919-22 гг. он преподавал в Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом, и писал свой теоретический труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» и в Петроградском Музее художественной культуры, где получил директорскую должность в 1923-26, и в Киевском художественном институте, где художник преподавал в 1928-30 гг.– власть давала понять, что присматривается к нему и , в случае неповиновения, последуют репрессии. Авангард и супрематизм не только были не нужны власти, они мешали ей настолько, что с одним из величайших русских художников были готовы расправиться физически.
С другой же стороны, власть манила: только перейди на нашу сторону соцреализма, отойди от абстракций в живописи, и все льготы и привилегии – твои. Что до льгот и привилегий, их получала и распространяла Ассоциация художников революционной России. Декларация ее подхода к искусству была такой: (1922 г.): реалистичная картина событий, а не абстрактные измышления. Советская власть называла такой подход самым передовым, и в Большой советской энциклопедии была отмечена тяжесть борьбы АХРР с «воинствующими формалистами, раболепствующими перед буржуазным Западом».
Видимо, здесь имелся в виду и супрематизм Казимира Малевича, имевшего большой успех на выставках в Варшаве и Берлине, Цюрихе в 1927-29 гг. Что же имеем сейчас, спустя почти 100 лет? Картины Кандинского и Малевича очень высоко оцениваются международными аукционами. А картины соцреализма, хоть и радуют глаз и составляют основу многих коллекций, далеко не так высоко оцениваются. Зато искусство соцреализма понятно каждому, оно воспевает общечеловеческие ценности: труд, коллективизм, приверженность общему делу и готовность жертвовать ради него собой. Борьба более высокого искусства авангардизма с соцреализмом завершилась тем, что в массе своей победил соцреализм.
Приглашаем познакомиться с обширной коллекцией авангардных и соцреалистических вещей галереи "Артимекс"!
Мы сможем подобрать для Вашей коллекции или для экслюзивного подарка живопись соцреализма или авангарда. Мы работаем со многими ведущими галереями современного искусства и искусства советской школы. Позвоните нам по телефону +7495-648-44-96 или отправьте нам сообщение, воспользовавшись формой, предложенной внизу. Мы обязательно поможем Вам!
Наши Мастер классы и Лекториум >>>>
Каталог Наши художники >>>>>
Каталог товаров Живопись >>>>