На главную
арт-центр и галерея современного искусства

г. Москва, ул. Пушечная, д. 7/5, стр. 2  м. Кузнецкий мост
Тел.: +7(495) 649 99 58 или +7 (926) 770 51 48
E-mail: info@lectoriumart.ru

Авангардизм и соцреализм

Авангардизм, развиваемый в литературе Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебниковым, начиная с 1910-х гг мощно распространился также и в российской живописи. Еще в 1910-е гг. авангардизмом в России увлекались Казимир Малевич (создавший стиль супрематизм), Василий Кандинский, Владимир Татлин. Расцвет русского авангарда пришелся на 1914–1922 гг. Чем же был авангард? Объединяя в живописи абстракционизм, конструктивизм, кубизм, супрематизм и некеторые другие постмодернистский движения, он отказывался от реализма, сохраняя акцент на форме предметов как таковых. Так, супрематизм Малевича появился в 1910-х годах как стиль письма в виде комбинаций разноцветных плоскостей и простейших геометрических очертаний.

Однако времена сильно поменялись, и в 1920-е, авангардизм при огромной моде на него как в России, так и за рубежом, перестал быть господствующим течением как в живописи, как и в литературе, и он не нравился советской власти. В 1920 годы, во время господства авангардизма и декадантства среди художественных кругов, все явнее заявлять о себе стала Ассоциация художников революционной России или АХРР. В то время, пока Казимир Малевич и Василий Кандинский продолжали свои эксперименты с абстракционизмом и формами предметов, целая плеяда художников поставила своей целью развить тенденции русских передвижников и отображать жизнь только в реалистических тонах.

След передвижничества в социалистическом реализме 

АХРР отвергали авангардизм и делали акцент на отображение быта рабочих и крестьян. Возглавлял АХРР Павел Радимов, последний глава Товарищества передвижников. Напомним, что к передвижникам относили движение конца 19 в., когда художники-реалисты Н.Ге, И Крамской. В.Перов ездили со своими выставками по разных городам России. За образец было взято воплощение быта Красной Армии, рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. И началась непримиримая борьба, в частности, с художниками-авангардистами, тоже вставшими на сторону революции. Павел Радимов объявил авангард вредным измышлением, и открыл  «Выставку картин художников реалистического направления в помощь голодающим». Акцент был сделан на том, что не-реалисты не помогают голодающим, а зря едят свой хлеб.

Справедливости ради надо сказать, что до репрессий тогда еще было далеко, и к АХРР в эти годы присоединились многие известные художники: К.Ф. Юон, Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин. В 1926 году в АХРР влились представители авангардного «бубнового валета», ранее отрицавшие традиции как академизма, так и реализма XIX века: им был ближе постимпрессионизм, фовизм и кубизм.

Откуда такая готовность вступать в ряды Ассоциации художников революционной России? Из-за ее приближенности власти, которая все нарастала и к 1932 году АХРР стала основой единого Союза художников СССР. Но поначалу, с 1923 года, она лишь принимала ручейки художников разных мастей, вливавшихся в ее полноводное русло.

Антитеза Малевича, Шагала, Кандинского

 

Борьба за  авангардное искусство продолжалась до 1930 года. Скажем, супрематизм. Вот такой «Жнец» Казимира Малевича никак не мог устроить советскую власть, ведь, рекомендуя эту картину в качестве плаката красным уголкам в различных городах страны, власти рисковали вызвать у неподготовленных «трудящихся масс» непонимание и смех. Искусство должно было быть полностью понятно народу, заказчиком искусства стали не высшие слои общества, а бюрократическая «серединка» творческой интеллигенции и пр.

А для этого искусство должно было выйти из общемирового русла авангарда, где находились Кандинский и Малевич. Так вот в 1930 г. Казимир Малевич был арестован как «германский шпион» (все это время он участвовал в том числе, в зарубежных выставках). Однако благодаря заступничеству Наркома просвещения Луначарского, который назвал Малевича «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСа» был выпущен из тюрьмы и даже в 1932 получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее.  

Однако сам стиль его работы – и в Витебске, где в 1919-22 гг. он преподавал в Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом, и писал свой теоретический труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» и в Петроградском Музее художественной культуры, где получил директорскую должность в 1923-26, и в Киевском художественном институте, где художник преподавал в 1928-30 гг.– власть давала понять, что присматривается к нему и , в случае неповиновения, последуют репрессии. Авангард и супрематизм не только были не нужны власти, они мешали ей настолько, что с одним из величайших русских художников были готовы расправиться физически.

С другой же стороны, власть манила: только перейди на нашу сторону соцреализма, отойди от абстракций в живописи, и все льготы и привилегии – твои. Что до льгот и привилегий, их получала и распространяла Ассоциация художников революционной России. Декларация ее подхода к искусству была такой: (1922 г.): реалистичная картина событий, а не абстрактные измышления. Советская власть называла такой подход самым передовым, и в Большой советской энциклопедии была отмечена тяжесть борьбы АХРР с «воинствующими формалистами, раболепствующими перед буржуазным Западом».

Видимо, здесь имелся в виду и супрематизм Казимира Малевича, имевшего большой успех на выставках в Варшаве и Берлине, Цюрихе в 1927-29 гг. Что же имеем сейчас, спустя почти 100 лет? Картины Кандинского и Малевича очень высоко оцениваются международными аукционами. А картины соцреализма, хоть и радуют глаз и составляют основу многих коллекций, далеко не так высоко оцениваются. Зато искусство соцреализма понятно каждому, оно воспевает общечеловеческие ценности: труд, коллективизм, приверженность общему делу и готовность жертвовать ради него собой. Борьба более высокого искусства авангардизма с соцреализмом завершилась тем, что в массе своей победил соцреализм.

Приглашаем познакомиться с обширной коллекцией авангардных и соцреалистических вещей галереи "Артимекс"!

Мы сможем подобрать для Вашей коллекции или для экслюзивного подарка живопись соцреализма или авангарда. Мы работаем со многими ведущими галереями современного искусства и искусства советской школы. Позвоните нам по телефону +7495-648-44-96 или отправьте нам сообщение, воспользовавшись формой, предложенной внизу. Мы обязательно поможем Вам!

Наши Мастер классы и Лекториум >>>>

Каталог Наши художники >>>>>

Каталог товаров Живопись >>>>

Задать вопрос или заказать поездку

Ваше имя
Ваш e-mail


Оставьте Ваш емейл или телефон

Ваш телефон
Сообщение*
Отправить

Если Вы хотите ЗАКАЗАТЬ АРТ ПУТЕШЕСТВИЕ, больше узнать о поездке, то отправьте нам сообщение.

Мы обязательно свяжемся с Вами! 

Вы также можете связаться с нами

​по почте: info@artimex.ru

или по телефонам: +7(495) 649 99 58 и +7 (926) 770 51 48