На главную
арт-центр и галерея современного искусства

г. Москва, ул. Пушечная, д. 7/5, стр. 2  м. Кузнецкий мост
Тел.: +7(495) 649 99 58 или +7 (926) 770 51 48
E-mail: info@lectoriumart.ru

Литография - история техники и современность

Галерея современного искусства проводит цикл мастер классов по истории современного искусства, живописи, гравюры, экслибриса. Занятия проходит в Москве в самом центре. Занятия проводят опытные искусствоведы. Лекции расчитаны на самый широкий круг ценителей современного искусства, коллекционеров, меценатов.

В данной статье приводятся материалы к леции 

СОВРЕМЕННАЯ ЛИНОГРАВЮРА

Девишева Н.М., Москва

Есть произведения искусства, которые можно принести в дом , повесить на стену, положить в папку. Это эстамп — литография, линогравюра, офорт, ксилография.

Эстамп (по- французски «Estampe»)  - станковое произведение художественной графики, которое обязательно подписывается художником- каждый оттиск внизу под живописным полем.

Искусство ЛИТОГРАФИИ - массовое, оперативное, способное быстро откликаться на события современности. Изобразительные возможности неисчерпаемы - в ней можно отразить все темы, выразить все оттенки, мысли, чувства, настроения.

Литография существует уже несколько веков. Литография — греческое слово «LITHOS» - камень, «GRAPHO» - пишу рисую. Это техника плоской печати, делается на литографском камне, либо на металлической пластине ( второй вариант менее популярен). Камень - плоский известняк, который добывается в Баварии и режется на ровные куски разной толщины. Техника была изобретена в Германии А. Зенефельдом на рубеже XVIII-XIX веков в 1798 году в Мюнхене. Там же была открыта первая литографская мастерская, после чего литография распространилась в странах Европы: Англии, Франции, России. Одним из первых литографов в начале XIX столетия можно отметить Франца Крюгера и Оноре Домье, чьи сатирические листы, особенно серия «Добрые буржуа» стали известны всему миру.

Портреты, пейзажи и иллюстрации вот темы, которые интересовали художников в России в начале XIX века. Алексей Орловский, Орест Кипренский, Алексей Венецианов прославили литографию на века.

В конце XIX века в литографии работают немецкие и французские мастера: Тулуз-Лотрек, Пабло Пикассо, Сальватор Дали. А вот в России в это время отдают предпочтение печати промышленных этикеток и репродукций, но с XX века начинается подъем интереса к литографскому искусству, глубоко оригинальному и своеобразному. Это отразилось в творчестве Ювеналия Коровина, Павла Кузнецова, Константина Юона, И. И. Нивинского, а в 1950-60 годах Е.Чарушина, Е. Кибрика, М. Шагала, Е. Сидоркина, М. Митурича.

Московская литография зародилась в начале XX века на базе студии И. И. Нивинского и получила свое развитие в Комбинате Графического Искусства — КГИ. На улице Вавилова в литографском цехе работали на заказ многие графики Московского Союза художников. Одновременно на улице Масловке, в литографской студии заявило о себе новое поколение литографов - Илларион Голицын, Гурий Захаров, Игорь Обросов, Виктор Дувидов.

И сегодня видно что эти мастера оказали огромное влияние на развитие советской графики. А в 70 -80 годах XX столетия в студию приходит плеяда молодых графиков- Александр Максимов, А. Ливанов, А. Кулинич, Л. Егорова, А. Демко, Н. Девишева, Е. Кисель, Г. Иванова. В это же время на подмосковной творческой даче Челюскинская, в доме творчества Сенеж открываются литографские мастерские, куда приезжают художники со всего Советского Союза. Параллельно работают студии в Ленинграде, Минске, Киеве.

Так что же такое литография? Прежде всего в процессе создания произведения участвуют двое - художник и печатник. Сначала печатник-литограф шлифует камень корундом — песок разного размера и структуры, — затем художник наносит на камень рисунок либо жирной литографской тушью, либо карандашом. После того, как камень с рисунком готов, печатник травит камень кислотой. А через некоторое время начинается процесс печати. Автор подбирает цвет и печатник валиком накатывает краску на камень . Художник кладет лист бумаги, и печатник прокатывает камень под прессом. Затем снимается оттиск.

Изобразительных техник много. Вот некоторые из них:

1) Рисунок от руки - карандашная техника. Она отличается мягкостью светотени и подвиж- ностью контура.

2) Выскребание по асфальту, когда рисунок наносится острым лезвием по слою туши.

3) Размывка тушью, то есть Вода и Кисть.

4) Гравюра на камне — работа по протравленному камню иглой.

5) Нанесение рисунка на специальную кальку- Плюр или на покрытую специальным составом бумагу — Корн- папир и последующей печатью.

Вся работа осуществляется в зеркальном изображении. Особое место занимает цветная или хромолитография. В этой технике в начале 20 века, в Европе работают Пикассо. Брак, Матисс, а с середины XX века в России, в Москве и Ленинграде в цветной литографии работает почти каждый график. На подготовленные камни художник наносит рисунок, причем камней столько, сколько цветов. Во время печати из двух цветов при наложении можно получить — третий цвет.

В 70-80 годы в литографии стали популярными еще две техники: «Дуплекс» и «Выворотка». Дуплекс — это работа с одного камня, при которой рисунок печатается два раза ( два прогона) с наложением одного цвета на другой и в результате работа приобретает мягкое све-чение. Примером служат литографии — Николая Комарова и Надежды Девишевой.

Техника «Выворотка» - работа с одного камня. Художник рисует первый цвет, снимается оттиск, печатник наносит специальные рeагенты на камень, в результате которого первый цвет стравливается и поднимается пространство между бывшем рисунком. Эта сложная работа проводится для того рельефа, который образуется при печати от наложения одного цвета рядом с другим. Эта техника полюбилась многим художникам, например в ней работали Владимир Аверьянов и Надежда Девишева, которая сделала несколько серий литографий на тему «Космос», «Вологодские напевы».

В настоящее время работа техника Литография сопряжена с большими затратами и отсутствием печатников. Старые мастера уходят, а новых почти нет. В Москве на базе студии И. И. Нивинского еще работает на улице Вавилова литография Московского Эстампа. А также на Масловке в том же помещении, что и раньше, теперь развивается молодая студия ЛИТО.

Есть надежда, что литография как вид эстампа сохранится, придут новые художники и печатники.

Предлагаем ознакомиться с обширной коллекцией графики галереи и интернет-магазина "Артимекс"!

Регистрация на лекцию и мастер-класс

Ваше имя
Ваш e-mail


Оставьте Ваш емейл или телефон

Ваш телефон
Хотели бы Вы получать рассылку-расписание наших лекций?
Сообщение*
Какой мастер класс Вы бы хотели посетить? Обязательно сообщите дату предполагаемого посещения.
Отправить

* Пожалуйста укажите в сообщении Название лекции, которую вы хотите посетить.

* Если вы планируете прийти на лекцию с кем-то, то пожалуйста укажите имя человека, с которым вы хотели бы посетить данную лекцию.

* Пожалуйста зарегистрируйтесь на наш предложенный мастер-класс или напишите пожелания - какая тема лекции была бы Вам интересна.

Мы стараемся готовить лекции интересные для Вас! 

 

Если есть вопросы, не стесняйтесь их задать! Мы будем рады на них ответить!